CobraTelecom, расширяя границы возможного  главная
Наш телефон:
(495) 720-95-86
E-mail:
contact@cobratelecom.ru
asterisk@cobratelecom.ru

Система записи и прослушивания разговоров VOIP Объединение удалённых офисов Россия и СНГ мир стал ближе
Ваше имя:

Как с вами связаться:

Текст сообщения:
EXOCAPTCHA

6.АСТЕРИСК БЕЗ ОБЕЛИКСА

№37(451) от 10.10.2005

Еженедельный журнал Профиль.

Екатерина Норкина

Качественная телефония — часть успеха любого бизнеса. Из множества доступных на рынке вариантов подчас невозможно сделать единственно правильный выбор. Классическая телефонная связь через кабельные системы отличается не только надежностью, но и дороговизной установки. Мини-АТС обходится в среднем в $10 тыс. Альтернативная цифровая связь также работает на дорогих «железках», при этом ее работа напрямую зависит от качества интернет-канала и совместимости оборудования. «Профиль» решил протестировать IP-телефонию.

«Астериск» (Asterisk), программный продукт с открытым исходным текстом, при определенных условиях мог бы стать выбором для некрупных компаний, не располагающих значительными средствами и желающих сэкономить несколько десятков тысяч долларов при установке телефонии в офис средних размеров. В эпоху роста рынка IP-телефонии в России приверженцы новых технологий сталкиваются с типичными проблемами. Оборудование компаний, обслуживающих VoIP-технологии (передача голоса по IP-протоколу), например Avaya Definity или Alcatel OmniPCX 4400, недешево, оно годится для тех, кто предпочитает богатую, но стандартную функциональность. «Астериск» пытается объединить классические возможности АТС и новые функции IP-телефонии в одном программном продукте при абсолютной совместимости с традиционными телефонными системами и VoIP-решениями.

«Астериск» представляет собой open source приложение марки Digium, работающее под различными операционными системами (Linux, Windows, FreeBSD, OS X) и позволяющее строить и модифицировать телефонную станцию малых и средних размеров. Open source означает лицензионную программу с исходным текстом, не связанным ограничениями на дальнейшую модификацию.

«Астериск» поддерживает три VoIP-протокола (SIP/H323/IAX), обеспечивает функции голосовой почты (VoiceMail), конференций, интерактивного голосового меню, настройки различных режимов приема звонков для рабочих и нерабочих часов, интеграции факса, центра обработки вызовов и многое другое.

«Астериск» может объединять телефонные сети компании, расположенные в разных географических точках. Единый план нумерации в рамках всей системы позволяет иметь доступ к телефону из любого места при наличии подключения к Интернету. Один разговор требует 8 килобит в секунду. Цена минуты разговора зависит от стоимости VoIP-услуг у выбранного провайдера. Вообще, успех работы «Астериска» — это можно считать его уязвимым местом — напрямую зависит от скорости и качества интернет-канала. Если интернет-соединение часто обрывается или канал ненадежный, телефонная сеть будет регулярно выходить из строя. Клиенты вряд ли обрадуются, если в середине рабочего дня услышат в трубке сигнал автоответчика вместо голоса оператора. Так что первым делом — хороший Интернет, а уж потом — интернет-телефония.

«Астериск» может расширить возможности call-центра, если таковой требуется по профилю работы компании. Кроме обычной поддержки голосовой почты возможна настройка доступа к ней вне офиса через интерактивное голосовое меню по телефону и ввод уникального номера с паролем от личного почтового ящика. «Астериск» помимо экономии на оборудовании позволяет экономить и на обслуживающем телефонную связь персонале. Телефонная сеть на основе «Астериска» администрируется сетевым или системным администратором, а также пользователями — через Интернет.

В качестве примера можно привести телефонную систему, работающую в некоммерческой организации РОМС (Российское общество по мультимедиа и цифровым системам), которая, сэкономив на покупке мини-АТС и протяжке телефонных каналов, оборудовала компанию современными серверами и цифровыми телефонными аппаратами Cisco. При этом программисты и сотрудники не только создали, но в процессе работы продолжают совершенствовать офисную телефонную связь, поддерживаемую «Астериском». Например, поскольку в компании есть аналитики, которые имеют свободный график и часто работают из дома, вызов на их внутренний добавочный номер идет одновременно и на офисный аппарат, и домой на городской телефон. У каждого сотрудника есть добавочный номер. С его помощью звонящий человек может в обход разговора напрямую надиктовать сообщение в голосовой ящик.

Ядром системы является план набора (dial-plan), задающий уникальную конфигурацию для оборудованной телефонной станции. Если технический администратор владеет знаниями по настройке конфигурации, возможности «Астериска» почти не ограничены. Иными словами, «Астериск» — система для тех, кто умеет решать нестандартные задачи, в совершенстве владея технологией. Но именно это условие (нестандартность) вызывает и основные неудобства программы. Легкого и простого интерфейса для работы с приложением для любителей (то есть «лохов») нет, так что программа популярна в достаточно узкой среде программистов. Язык программы непростой, и универсальной документации к ней тоже нет. Настораживает и то, что наиболее эффективным типом протоколов в телефонных системах под «Астериском» является IAX(-2) (Inter-Asterisk EXchange), в то время как большинство продуктов IP-телефонии работает под SIP. «Астериск» поддерживает SIP, однако использует его менее функционально. Кроме того, нет проверенных данных о тестах работы «Астериска», например, под очень большим числом пользователей.

В России консультантов и компаний, оказывающих услуги по настройке «Астериска», пока недостаточно. В настоящее время данное направление успешно развивается лишь в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород.